Суэцкий канал был восстановлен. Суэцкий канал: история и современность. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

Суэцкий канал был восстановлен. Суэцкий канал: история и современность. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

04.01.2024

Суэцкий канал очень своеобразен. Вода в нем стоит вровень с уровнем берега, так что канал производит впечатление гигантской, наполненной до краев канавы. Кажется, малейшая волна - и вода выплеснется через край на прибрежный песок. Очень занятно наблюдать за прохождением по каналу больших океанских кораблей: создается впечатление, что они идут прямо по пустыне…
Мысль о том, чтобы прорыть канат через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки, в частности Страбон и Плиний Старший, сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства. Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I. завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). Однако в 767 г. система канатов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура. С тех пор никаких работ по восстановлению этого древнего торгового пути не велось.
Предпосылки для осуществления технически сложного и трудоемкого проекта появились только в новое время. Строительство Суэцкого канала связано с именем Фердинанда де Лecceпсa, французского вине-консула в Александрии в 1832-1833 гг. и консула в Каире в 1833-1837 гг. Задумав это грандиозное предприятие, Лессепс установил дружественные контакты с хедивом Египта Мухаммедом Али. Однако Лecceпс так и не удалось убедить в необходимости строительства канала ни Али, ни его преемника хедива Аббаса I. Тем не менее, в конце концов упорство Лессепса было вознаграждено: 30 ноября 1854 г. он получил из рук сменившего Аббаса I хедива Саида желанный фирман (указ), предоставивший ему концессию на строительство Суэцкого канала. При этом сам Лессепс был назван в тексте фирмана словами «наш друг».

По условиям договора, Египет предоставлял «Всеобщей компании морского Суэцкого каната», которую возглавил Лессепс, право постройки и эксплуатации каната сроком на 99 лет. При этом 75 % дохода от эксплуатации поступало «Всеобщей компании », 15 % - египетскому правительству, и 10 % - учредителям компании. На 10 лет компания полностью освобождалась от уплаты налогов. а затем обязывалась платить лишь 10 % налогов.
Первоначальный капитал компании составил 200 млн франков, разделенных на 400 тыс акций по 500 франков каждая. Наибольшее количество акций было приобретено Францией -207 111. Англия, Австрия. Россия и США не приобрели ни одной акции, однако на их долю было оставлено 85506 акций. В целях поддержки компании хедив Саид купил оставшиеся 177 642 акций, сосредоточив таким образом в своих руках почти 44 % всех акций.

Французские подрядчики Линнан де Бельфон и Мужель составили технический проект трассы Суэцкого канала. Его закладка состоялась 25 апреля 1859 г. В этот день Лессепс с членами Совета компании и прибыли на место, где вскоре вырос город Порт-Саид, названный так в честь хедива Саида. После краткой речи, посвященной знаменательному событию, Лессепс собственноручно провел первую борозду по линии, обозначавшей контур канала.
На сооружении канала одновременно было занято от 20 до 40 тысяч рабочих. Обеспечить строительство рабочей силой Лессепс смог, лишь добившись у хедива Саида издания фирмана о принудительной мобилизации крестьян. Деревенским старостам было приказано сгонять на строительство жителей близлежащих деревень. Из-за невыносимых условий труда на строительстве Суэцкого канала, по некоторым данным, погибло до 120 тысяч египтян.

В первый период земляных работ почти все делалось вручную. Рыхлая почва не позволяла возить грунт в тачках, и нередко приходилось поднимать тачку и на руках нести ее до места выгрузки. Трудности усугублялись тем, что местность, выбранная для каната, была сырой и болотистой. Даже неглубокая траншея, вырытая с целью обозначить русло будущего канала, уже через час наполнялась водой. Тогда рабочие выстраивались в цепь поперек постоянно углублявшегося русла, от одного берега до другого. Тем. кто находился в центре, вода доходила до пояса. Подняв лопатой ком земли со дна траншеи, они передавали его вдоль всей цепи. На краю землю складывали в холщовые мешки. Наполнив мешок, рабочий карабкался по откосу вверх и уже там вываливал землю.
Только на заключительном этапе строительства были использованы паровые машины. Огромный объем земляных работ потребовал совершенствования землеройной техники. В частности, специально для строительства Суэцкого канала были созданы гигантские по тем временам землечерпалки, транспортеры, экскаваторы, грузовые баркасы с подъемными устройствами. В 1863 г. в Порт-Саиде были открыты механические ремонтные мастерские.

Окончательная стоимость канала составила 560 миллионов франков, т.е. почти втрое превысила первоначальные расчеты. При этом Египет взял на себя более 60 % финансовых расходов.
В марте 1869 г. воды Средиземного моря хлынули в лежащие на трассе канала Горькие озера, а через полгода, 15 ноября, состоялось торжественное открытие канала.
Многочисленные турецкие, египетские, австрийские, французские, русские, итальянские, шведские, датские, испанские фрегаты, яхты, почтовые и пассажирские пароходы выстроились в гавани Порт-Саида по обеим сторонам широкого четырехсот метрового канала. Свежий морской бриз развевал разноцветные флаги и вымпелы. Гремела музыка, воздух вздрагивал от грохота салютов. На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-ко- роль Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко - председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер, послы ряда европейских держав, в том числе русский посол в Константинополе Н.П. Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди почетных гостей, приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала, находились директора Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н.М. Чихачев и Н.Н. Сущев, а также художник И.К. Айвазовский и писатель В.А. Соллогуб.

О пышности, с которой была обставлена церемония открытия Суэцкого канала, ходили легенды. Композитору Джузеппе Верди была заказана специально для празднеств опера на египетскую тему- «Аида». Однако Верди не успел закончить оперу (он завершил работу над ней только в 1871 г.), и в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо нее поставили «Трубадура».
В 3 часа дня 16 ноября все приглашенные собрались на берегу. За украшенной цветами триумфальной аркой открывался вид на три роскошных павильона, выстроенных на песчаной отмели. Средний предназначался для почетных гостей, слева стоял голубой павильон для христианских богослужений, справа - зеленый, для мусульманских. После торжественных речей состоялся парад гвардии хедива Исмаила, а вечером был устроен большой фейерверк. Народ ликовал. Только главный виновник торжества, Лессепс, рвал на себе волосы от отчаяния: только что ему принесли экстренную телеграмму: «Все пропало - пароход, совершавший пробный проход по каналу, сел на мель».

Всю ночь шло совещание. Оказалось, что в страшной спешке не успели завершить работы по углублению основного русла канала, и вместо предусмотренных 8 м глубины во многих местах она оказалась значительно меньше. Это ставило под угрозу проход кораблей с большой осадкой. Большинство участников совещания склонялось к тому, чтобы отложить торжественную церемонию открытия. И в этот критический момент только один Лессепс смог сохранить хладнокровие. По его настоянию было принято волевое решение: открыть канат и пропустить часть кораблей небольшого водоизмещения.
В 8 часов 15 минут утра 17 ноября через канат двинулась яхта французской императрицы «Эгль». За ней - фрегат британского посла, а потом уже вереница разнообразных судов. Фарватер был обозначен красными бакенами. Около 8 часов вечера, недалеко от Исмаилии каравану пришлось встать на якорь: пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Затем стати возникать новые осложнения: оказалось, что в нескольких местах канат был чуть не вдвое мельче запланированных 8 м. Тем не менее первые 48 кораблей прошли по Суэцкому каналу.

Уже через несколько лет после открытия канала стало ясно, что его сооружение совершило переворот в международном судоходстве. Исключительно выгодное географическое положение канала привело к значительному сокращению расстояния между Европой и восточными странами. В частности, путь из Триеста в Бомбей стат короче на 37 дней, из Генуи - на 32, из Марселя - на 31, из Бордо, Лондона или Гамбурга - на 24. По сравнению с кружным путем вокруг Африки, Суэцкий канал обеспечивает экономию топлива от 25 до 50 %. Через канат сегодня осуществляется 15 % мировой торговли, по нему проходят 97 % всех сухогрузов мира и 27 % всех нефтеналивных судов. Благодаря канату восточная часть Средиземноморья превратилась в одну из наиболее оживленных зон международной торговли.
Восьмилетнее бездействие каната (1967- 1975) нанесло мировой торговле ущерб, который оценивается приблизительно в 12- 15 млрд. долларов. Судоходство по Суэцкому канату возобновилось 5 июня 1975 г. Этому предшествовала длительная расчистка канала от мин.

В настоящее время по Суэцкому канату ежедневно проходят три каравана из 60- 80 судов. Доходы от эксплуатации канала составляют одну из главных прибыльных статей национального бюджета Египта. Число проходящих по канату судов постоянно растет, так как этот морской путь продолжает оставаться более дешевым, чем путь вокруг мыса Доброй Надежды.
В 1978-1985 гг. канат был модернизирован. Его ширина была увеличена в 1.5 раза и фарватер углублен приблизительно на 45%. В настоящее время по канату могут проходить суда с осадкой до 53 футов и водоизмещением до 150 тыс. т, составляющие около 50 % мирового торгового флота, а также танкеры водоизмещением до 270 тыс. т с полной загрузкой.
25 октября 1980 г. было открыто движение по проходящему под Суэцким канатом автомобильному тоннелю им. Ахмеда Хамди, названному в честь египетского генерала, погибшего во время войны 1973 г. Этот тоннель находится в 17 км севернее Суэца. Его длина составляет 1640 м.

Расположен крупный промышленный центр - город Исмаилия .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

    Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

    Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

    В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

    В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье , исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха , международное «Société d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец генуэзского происхождения Негрелли. Луиджи Негрелли (англ.) русск. на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект: канал должен был стать «искусственным Босфором » непосредственно соединяющим два моря, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов . Французский дипломат Фердинанд де Лессепс поддержал, в общих чертах, проект Негрелли .

    В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши , вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид-паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

    В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 % .

    Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделённых на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но было вынуждено отступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник - вали Исмаил-паша .

    Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, которые должны были возникнуть вдоль канала. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

    В 1866 г. Исмаил-паша направил своего доверенного Нубар-бея в Константинополь, чтобы тот официально оформил в надлежащем порядке у султана Османской империи Абдул-Азиза , факт его вступления Исмаил в права вали Египта; а также - подтвердил египетскую концессию на прокладка Суэцкого канала , призванного соединить Средиземное и Красное моря . Нубар сумел убедить султана в необходимости выделить на строительство канала баснословную сумму.

    Удовлетворенный результатами визита армянина Нубар-бея к султану, Исмаил-паша поручил ему (христианам-неиностранцам подобное доверяли редко) взять в свои руки завершение работ по Суэцкому каналу. Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны... Нубар-бей съездил в Париж, чтобы утрясти спорные вопросы между Египтом и французской Canal Company. Решение вопроса было вынесено на арбитраж императора Наполеона III. Египту это обошлось в 4 миллиона фунтов стерлингов. По возвращении из Парижа, Нубар-бей занял кресло министра общественных работ и был удостоен титула паши. А вскоре он стал министром иностранных дел Египта.

    200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

    Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

    Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря - 9,2 км и Суэцкого залива - около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120-150 м, по дну-45-60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12-13 м, затем углублён до 20 м .

    Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

    • 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал . Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года . Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года , пока канал не был расчищен с помощью ООН . Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

      Настоящее время

      Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством .

      В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

      По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

      Второй канал

      В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта .

      6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси , прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.

      В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и иногда используется в качестве президентской яхты. Корабль уходит в море примерно три раза в год, но обычно только на одни сутки. Яхта была построена в 1865 году.

      «Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.

      Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило облигации с доходностью 12 % годовых, и инвесторы раскупили их в течение всего восьми дней. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

      На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

      Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

      Кроме того, дублер, как ожидается, повысит доход Египта к 2023 году от эксплуатации водного пути в 2,5 раза - до 13,2 миллиарда долларов с нынешних 5,3 миллиарда. Суэцкий канал обеспечивает 7 % мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. В дальнейшем планируется создать рядом с каналом крупный логистический центр и промышленную зону . Ряд экспертов считают эти прогнозы излишне оптимистичными .

      Управление

      Основная статья:Администрация Суэцкого канала

      Суэцким каналом до 1956 года управляла Компания Суэцкого канала , присоединенная к Администрации Суэцкого канала президентом Египта Гамаль-Абдель Насером .

      Председателями SCA являлись:

      • Бахгат Хелми Бадави (26 Июля 1956 Года – 9 Июля 1957)
      • Махмуд Юнис (10 Июля 1957 – 10 Октября 1965 Года)
      • Машхоур Ахмед Машхоур (14 Октября 1965 Года – 31 Декабря 1983 Года)
      • Мохамед Адель Эззат (1 Января 1984 – Декабрь 1995 Года)
      • Ахмед Али Фадель (22 Январь 1996 – Август 2012)
      • Мохаб Мамиш (август 2012 – по настоящее время)

      Соединение между берегами

      С 1981 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

      В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи . Опоры линии, стоящие по обоим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

      9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия . В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак . До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом . Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нём принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.

      В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия . Это самый длинный в мире поворотный мост , две его поворотные секции имеют суммарную длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в

    Вот смотрите какую новость прочитал сегодня утром: Военные Египта сорвали теракт на Суэцком канале

    Власти Египта сообщили, что им удалось предотвратить террористическую атаку на Суэцком канале. Преступники собирались напасть на панамский контейнеровоз Cosco Asia, чтобы остановить движение по водной артерии, передает Reuters .

    Судно не получило никаких повреждений, в ситуации разобрались военнослужащие.

    Чиновники не сообщили, какого рода нападение планировали преступники, но источники агентства рассказали, что слышали два взрыва, когда контейнеровоз проходил по каналу.

    Давайте узнаем больше про этот объект и почему он притягивает террористов:

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ , один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина этого бесшлюзового канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

    Трасса канала.

    Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

    Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

    Порт-Саид

    Первые каналы на Суэцком перешейке.

    Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

    Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие.

    Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии – Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка. Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

    Рисунок Суэцкого канала (1881)

    Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798– 1801 годов), не были осуществлены.

    При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

    В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств.

    Наполеон Бонапарт, находясь в Египте с военной миссией, заодно побывал на месте былого величественного сооружения. Пылкая натура корсиканца загорелась идеей возродить столь грандиозный объект, но инженер его армии Жак Лепер охладил пыл полководца своими расчетами — мол уровень Красного моря выше на 9.9 метров Средиземного и если их соединить, то затопит всю дельту Нила с Александрией, Венецию и Геную. Построить канал со шлюзами в то время было не реально. Идею сочли не реализуемой. К тому же вскоре изменилась политическая обстановка и Наполеону стало не до строительства канала в песках Египта. Как позже выяснилось французский инженер был не верен в своих расчетах.

    Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав – Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

    Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

    Современный канал.

    Во второй половине 19 века другой француз Фердинанд де Лессепс смог организовать строительство Суэцкого канала. В успехе этой затеи лежали личные связи, неуемная энергия, авантюризм французского дипломата и предпринимателя. В 1833 году, работая французским консулом в Египте, Лессепс знакомиться с Бартолеми Анфантеном, который заразил его идеей строительства Суэцкого канала. Однако тогдашний египетский правитель Мухаммед Али прохладно отнесся к грандиозной затее. Лессепс продолжает свою карьеру в Египте и становится наставником сына правителя. Между Али Саидом (так звали сына египетского паши) и наставником завязались дружеские и доверительные отношения, которые в будущем сыграют первостепенную роль в осуществлении грандиозного замысла.

    Фердинанд де Лессепс

    Эпидемия чумы заставила французского дипломата на время покинуть Египет и перебраться в Европу, где он продолжает работать на дипломатической ниве, а в 1837 году женится. В 1849 году в возрасте 44 лет Лессепс уходит в отставку, разочаровавшись в политике и дипломатической карьере, поселяется жить в своем поместье в Шене. Через 4 года в жизни француза происходят два трагических события — умирает один из его сыновей и жена. Пребывание в своем поместье становиться невыносимой мукой для Лессепса. И вдруг судьба дает ему еще один шанс вернуться к активной деятельности. В 1854 году хедивом Египта становится его старый приятель Али Саид, который зовет Фердинанда к себе. Все мысли и устремления француза теперь заняты только каналом. Саид-паша без особых проволочек дает добро на сооружение канала и обещает помочь с дешевой рабочей силой. Остается только найти деньги на финансирование строительства, составить проект и решить кое-какие дипломатические проволочки с номинальным властителем Египта — турецким султаном.

    Вернувшись на родину, Фердинанд Лессепс выходит на своего старого знакомого Анфонтена, который все эти долгие годы со своими единомышленниками прорабатывал проект и смету Суэцкого канала. Бывшему дипломату удается убедить их передать свои наработки, пообещав в будущем включить Анфонтена со товарищами в число основателей канала. Свое обещание Фердинанд так и не выполнил.

    Проект канала в кармане и Фердинанд Лессепс устремляется на поиски денег – первым делом посещает Англию. Но на Туманном Альбионе прохладно отнеслись к этой затее — владычица морей и без того получала огромную прибыль от торговли с Индией и конкуренты в этом деле ей были не нужны. США и другие европейские страны также не поддержали французскую авантюру. И тогда Фердинанд Лессепс идет на рискованный шаг — начинает свободную продажу акций компании Суэцкого канала по 500 франков за одну ценную бумагу. В Европе проводится широкая рекламная кампания, ее организатор также пытается играть на патриотизме французов, призывая обставить Англию. Но финансовые воротилы не рискнули ввязаться в столь сомнительное мероприятие. В Англии, Пруссии и Австрии вообще был введен запрет на продажу акций компании. Великобритания проводит антипиар французского авантюрного проекта, называя его мыльным пузырем.

    Неожиданно в успех этого рискованного предприятия поверил французский средний класс — адвокаты, чиновники, учителя, офицеры, торговцы и ростовщики. Акции стали продаваться как горячие пирожки. Всего было продано 400 тысяч акций, из которых 52 % купили во Франции, а 44 % приобрел старый друг Саид-паша. Итого акционерный капитал компании составил 200 миллионов франков или в пересчете 3 миллиарда современных долларов. Компания Суэцкого канала получила огромные льготы – право строительства и эксплуатации канала на протяжении 99 лет, освобождение от уплаты налогов на 10 лет, 75 % от будущей прибыли. Остальные 15 % прибыли получал Египет, 10 % доставались учредителям.

    В 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс(Ferdinand Marie vicomte de Lesseps), пользуясь усилением влияния Франции в Египте и личными связями, получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez).

    Компания начала финансирование строительства канала. Лишь британцы, которые как раз больше всех выигрывали от скорейшего пути в Индию, не купили ни одной акции, хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 км. Британское правительство сделало все, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый, слишком дорогой и нерентабельный, полагая, что воду сразу впитают в себя раскаленные пески пустыни, а в расчетах Лессепса — грубая геодезическая ошибка, ибо уровень Красного моря на 9 метров выше уровня Средиземного, и цивилизация Европы погибнет под водою. Потом это мнение сменилось на то, что канал превратится в зловонную лужу. Между тем англичане быстро-быстро укладывали рельсы железнодорожной магистрали как раз неподалеку от будущего канала.

    Англичане дотянули рельсы от Каира до Суэца в 1859 г.

    Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет и стоило 120 тысяч жизней рабочих.

    Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. И лишь когда трудоёмкие операции были механизированы, сюда начали прибывать рабочие из Европы. Тем не менее, работа шла в трудных условиях пустыни, а питьевая вода доставлялась за многие километры на верблюдах и ослах.

    Дневная норма каждого — два кубометра земли, которую в рогожных мешках или корзинах вытаскивали из русла будущего канала. Единственное, что дала рабочим передовая наука Европы, так это первый вариант экскаватора, на который сами европейцы глазели как на чудо. На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 г. не был сооружен специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту. Длина готового канала была равна 163 км. Через каждые 10 км была вырыта запасная бухта.

    До тех пор, пока вдоль будущей трассы не прорыли канал с питьевой водой, канал прокладывали с севера на юг, и только с улучшением условий труда появилась возможность продолжить работу в обоих направлениях. Хотя на этой стройке одновременно трудились 25 тысяч человек, работы шли долгие годы, и всё это время Лессепс лично контролировал каждый участок.

    Параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию.

    Стройка продолжалась непрерывно три года до тех пор, пока не вмешалась Британия. Лондон надавил на Стамбул, а турецкий султан на Саид-пашу. Все остановилось и компании грозил полный крах.

    И тут личные связи снова сыграли свою роль. Двоюродная племянница Лессепса Евгения была замужем за французским императором. Фердинанд Лессепс и раньше хотел заручиться поддержкой Наполеона III, но тот не оказывал особого желания помогать. До поры до времени. Но так как в акционерах компании Суэцкого канала числились тысячи французских подданных, то ее крах привел бы к социальным потрясениям во Франции. А это было не в интересах французского императора и он заставил египетского пашу изменить свое решение.

    К 1863 году для снабжения пресной водой компания построила вспомогательный канал от Нила к городу Исмаилия. В том же 1863 году умирает Саид-Паша и к власти в Египте приходит Исмаил-паша, который требует пересмотреть условия сотрудничества. В июле 1864 года третейский суд под руководством Наполеона III рассмотрел дело и вынес решение о том, что Египет должен выплатить компании Суэцкого канала компенсацию – 38 миллионов полагалось за отмену подневольного труда египетских феллахов, 16 миллионов за строительство канала с пресной водой и 30 миллионов за изъятие земель, предоставленных компании Суэцкого канала прежним правителем Саид-пашой.

    Для дальнейшего финансирования строительства пришлось сделать несколько облигационных займов. Общая стоимость канала возросла с 200 миллионов франков в начале строительства до 475 миллионов к 1872 году, а в 1892 году достигла 576 миллионов франков. Следует отметить, что тогдашний французский франк был обеспечен 0.29 граммами золота. При нынешних ценах на золото (около 1600 долларов за троицкую унцию) французский франк 19 века равняется 15 американским долларам 21 века.

    Открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 г. в Исмаилии и имело международное значение.

    Канал стал символом намерений Египта занять достойное место в мире, символом современной страны, находящейся на границе между Востоком и Западом. Исмаил-паша, ставший хедивом Египта после смерти Мухаммеда Сайда, пригласил на празднование события, изменившего карту мира, всех коронованных особ цивилизованного мира, артистов и ученых. В числе гостей были французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен. Россия тоже не осталась безучастна к этому важному событию. На торжествах присутствовали граф Николай Игнатьев, посол в Турции, писатель Владимир Соллогуб, художник Айвазовский и другие известные соотечественники. Для 6000 гостей были приглашены 500 поваров и 1000 лакеев. 48 украшенных флагами кораблей прибыли в Порт-Саид, а потом эта мощная флотилия двинулась через канал. Множество людей из разных стран толпились на берегу озера Тимсах. В половине шестого появился корабль под французским флагом. С борта корабля французская императрица Евгения и Фердинанд де Лессепс приветствовали встречающих их людей. «Орел» — первое судно, которое прошло по Суэцкому каналу из Средиземного моря в Красное.

    На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

    Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта.

    Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

    В 1880 г. египетское правительство оказалось вынужденным продать и свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала. Египет был отстранен от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 г. Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке. В 1888 г. в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу.

    Английский легкий крейсер «Эвриал» проходит Суэдский канал

    Открытие Суэцкого канала резко обострило англо-французскую борьбу за Египет , а громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта.

    Пользуясь этим, и ослаблением Франции после франко-прусской войны 1870–1871 годов, заставившей ее уступить ведущую роль в египетских делах Великобритании, британское правительство купило в 1875 году контрольную долю акций канала.

    В 1876 году был установлен совместный англо-французский контроль над египетскими финансами. Однако в период Египетского кризиса 1881–1882 годов, вызванного подъемом патриотического движения в Египте (движение Араби-паши), Великобритания сумела оттеснить Францию на задний план.

    В результате военной экспедиции в июле–сентябре 1882 года Египет оказался оккупированным англичанами и стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.

    Через 6 лет в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по каналу.

    Великобритания в 1914 году установила над Египтом протекторат. В 1919–1921 годах протекторат был упразднен, и Египет был провозглашен независимым королевством.

    Однако экономика, внешняя и внутренняя политика контролировалась Великобританией, в стране находились английские войска.

    Июльская революция 1952 года, организованная группой «Свободные офицеры» с Гамалем Абдель Насером (Gamil Abdel Naser) во главе, изгнала из страны королевскую династию. В 1953 году Египет был провозглашен республикой. В 1956 году из Египта были выведены английские войска, Суэцкий канал национализирован

    Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

    В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года — в район активных военных действий.

    Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

    В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

    В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди – до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

    В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика – 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200–210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

    В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала – около 14 часов.

    По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

    На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

    Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

    В 2007–2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов, что стало рекордным показателем за всю историю канала.

    В 2008–2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

    Роль канала в мировой торговле.

    Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

    Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства. История самого большого рукотворного канала в мире в фотографиях.

    Момент прохождения тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения «Петр Великий» Суэцкого канала

    Томас Керр Линч, «Визит на Суэцкий канал»

    Строительство Суэцкого канала началось в 1858-м, когда французский дипломат Фердинанд де Лессепс, близкий к вице-королю Египта Мухаммеду Саид-паше, получил от него концессию на сооружение. Для строительства была учреждена Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (Всеобщая компания Суэцкого морского канала), в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный - Египту.

    Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен с первыхже дней и оказался очень успешным коммерчески. Его открытие повысило интерес европейцев к Ближнему Востоку

    Первые попытки обустройства канала предпринимались еще до нашей эры, но строительство то и дело забрасывалось. В VIII веке
    халиф Мансур приказал уничтожить канал, чтобы сосредоточить торговые пути на территории халифата.

    Строительство Суэцкого канала шло более десяти лет. Рабочим, египтянам из бедных слоев населения, приходилось принудительно трудиться под палящим солнцем, в пустыне, не имея в достатке пресной воды. Много времени ушло на строительство только лишь пресноводного канала из Нила, который должен был снабжать рабочих водой. Канал строили по 60 тыс. египтян в месяц, многие из них гибли из-за невыносимых условий работы и эпидемий.

    Великобритания противилась строительству Суэцкого канала - она контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды и боялась конкуренции.

    Однако скоро деньги, выделенные на строительство Суэца, закончились. Исмаил-паша, сменивший Саид-пашу, продал свою долю Великобритании, и Египет утратил контроль над каналом, лишившись и будущей прибыли. «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французской.

    В 1869 году был открыт для судоходства. Радостное событие в Египте праздновали неделю. Итальянский композитор Джузеппе Верди специально к открытию должен был написать оперу «Аида», но не успел ее закончить.

    В 1956 году канал был частично разрушен в ходе Суэцкого кризиса, который начался после того, как египетские власти решили национализировать Суэц. Великобритания, Франция и Израиль вместе вели войну против Египта. Судоходство было остановлено почти на год, пока в конфликт не вмешалась ООН.

    Конфликт между Египтом и Израилем обострился ранее, после того как последний присвоил себе палестинские территории, предназначавшиеся для арабских поселений. Совбез ООН требовал от Египта открыть канал для судоходства, но тот отказался.

    В результате совместных военных действий трех стран под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров и сектор Газа. Премьер-министр Израиля Бен-Гурион даже намекал на аннексию Синая.

    Под давлением международного сообщества Великобритания и Франция вывели свои войска из Египта в декабре 1956 года, Израиль покинул египетские территории в марте 1957 года.

    Следующий арабо-израильский конфликт начался в 1973 году с нападения египетских и сирийских войск на Израиль. Военное вторжение началось во время самого важного иудейского праздника Йом-Кипур. Благодаря внезапности удара первое время преимущество было на стороне нападавших, но вскоре перевес оказался на стороне Израиля, а затем последовала резолюция ООН о прекращении огня.

    Суэцкий канал был открыт для использования только в 1975 году, после того как был разминирован силами США.

    Согласно Константинопольской конвенции 1888 года, канал должен быть «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», несмотря на то, военное время или мирное. Египетское правительство в декларации от 24 апреля 1957 года заявило, что будет «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года» и что «вытекающие из нее права и обязательства остаются неизменными», однако Египет несколько раз отказывал кораблям разных стран в проходе по каналу.

    Знаменитую статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде, городе у окончания Суэцкого канала, и назвать ее Свет Азии, но власти Египта решили, что ее транспортировка из Франции обойдется слишком дорого.

    28 августа 2009 года в Красном море недалеко от входа в Суэцкий канал, расколовшись пополам, затонул панамский нефтяной танкер. Судно следовало на ремонтные работы и было пустым. В море попали только 60 т топлива, никто из моряков не пострадал.

    Суэцкий канал - одна из основных статей дохода египетского бюджета. Страна зарабатывает на транзитных пошлинах.

    Длина Суэцкого канала составляет около 190 км, его ширина в самом глубоком месте - 200 м. Чтобы полностью пройти через канал, судну потребуется около 14 часов. В день по нему проходит около 50 судов. Примерно 10% всехмировыхморских перевозок осуществляется через Суэцкий, самый большой в мире рукотворный канал.

    С 1981 года под Суэцем есть автомобильный тоннель. В 2005 году города Порт-Саид и Исмаилия соединил мост, который назвали в честь действующего президента Хосни Мубарака. После свержения главы государства он больше не носит такое название.

    Суэцкий канал, قناة السويس (араб., произносится «кана ас-Сувайс»), Suez canal (англ.) ― это кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане. Канал расположен на территории Египта и соединяет Средиземное и Красное моря между Порт-Саидом (Būr Sa"īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море.

    Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой

    Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Суэцкий канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки, тем самым сокращая дистанцию на 8-15 тысяч км. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

    На фотографии

    Общая длина Суэцкого канала, включая подходные участки, составляет 174 км. Часть трассы проходит по фарватеру в озерах Тимсах, Большом и Малом Горьких, по дну которых проложены морские каналы. Включая эти озера, длина трассы составляет 192 км, включая в себя следующие участки: 78 км от Порт-Саида до Исмаилии и 84 км от Исмаилии до Порт-Тауфика (Суэц). Наименьшая ширина канала 300 метров (ширина фарватера между бакенами 180 метров). Наибольшая разрешенная осадка судов 53 фута, глубина канала 20 метров. Реконструкция 2005 года по углублению канала позволила проходить по нему супертанкерам водоизмещением до 360 000 тонн.

    В настоящее время около 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем по каналу проходит до 50 судов в сутки. Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории ограничивается 11-16 км/час, среднее время прохождения канала 14 часов.

    На фотографии Самый крупный контейнеровоз в мире на данный момент «Maersk Mc-Kinney Moller» компании Maersk Line свободно использует Суэцкий канал в своих морских перемещениях

    История возникновения Суэцкого канала берет начало еще в глубокой древности. Известно, что создание канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, имело место уже во времена правления фараона Нехo II (кoнец VII - началo VI в. дo н. э.). Последующие правители Египта также поддерживали сохранение и усовершенствование канала, что продолжалось вплоть до конца эпохи фараонов, после чего канал был заброшен и пришел в состояние упадка. В 642 году он был восстановлен, однако в 776 году вновь перестал функционировать и был окончательно засыпан по приказу халифа Мансура, который не хотел допустить отвод торговых путей от центра Халифата.

    Расположение суэцкого канала на географической карте мира

    Спустя более чем тысячу лет, в 1798 году Наполеон Бонапарт, пребывая в Египте, заинтересовался возможностью строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Тогда же комиссия во главе с инженером Лепером вплотную занялась созданием проекта строительных работ, реализовать который впоследствии, однако, не удалось. Проект был закончен в конце 1800 года, когда Наполен был уже в Европе, потерявший надежду завоевать Египет и поэтому отказавшийся от идеи строительства канала.

    Общее количество наемных рабочих за все время строительства более 1,5 миллионов человек

    На этом идея создания канала не исчезла, так как в то время Египет оставался предметом интереса ведущих колониальных стран, в первую очередь Франции и Великобритании, из-за своей близкой относительно остального континента территориальной расположенности к Европе. В 1846 году было образовано международное общество «Société d’etudes du canal de Suez», также занимавшееся изысканиями о возможном строительстве канала между Средиземным и Красным морями. Наконец, в 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Созданная им Всеобщая компания Суэцкого канала возглавила строительство, а основными держателями акций компании стали Египет (44%) и Франция (53%).

    На фотографии Суэцкий канал в прошлом веке

    Строительство канала началось в апреле 1859 года. Основные работы производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц, а также европейцами. Количество единовременно занятых в строительстве достигало 30 тысяч человек. По причине тяжелых условий труда, а также географических и климатических особенностей региона, смертность среди рабочих была велика. Работы продолжались более 10 лет, что почти в два раза дольше первоначально задуманного срока; общая стоимость Суэцкого канала в конечном итоге составила 576 миллионов франков.

    Для судоходства канал был открыт 17 ноября 1869 года. Существенные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, в 1875 году британское правительство приобрело контрольную долю акций канала. Египет был отстранен от управления, а также от прибыли. Фактическим владельцем канала стала Англия, что еще более усугубилось после английской оккупации Египта в 1882 году.

    Июльская революция 1952 года привела к изгнанию из страны английской королевской династии. В 1953 году Египет был провозглашен республикой, и 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года, в результате чего Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, прервано движение морского транспорта. Судоходство вновь было приостановлено на периоды военных действий в 1967, 1973 годах. В 1975 году канал вновь был открыт для судоходства, также стартовал процесс его восстановления, включая масштабную реконструкцию Суэцкого канала, начатую в 2005 году.

    На сегодняшний день Суэцкий канал является одним из главных бюджетообразующих проектов Египта. Транзитные пошлины, взимаемые Египтом, составляют значимую долю дохода государственного бюджета наряду с добычей нефти и туризмом. К примеру, в мае 2013 года доход Суэцкого канала составил 438,1 млн. долларов США.

    Согласно Международной Конвенции 1888 года, правом прохода через Суэцкий канал могут пользоваться корабли всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Однако, в связи с конфликтом в Сирии, в августе 2013 года Суэцкий канал был закрыт для военных кораблей, проходящих с целью боевых действий в отношении Сирии, о чем выступил с заявлением Министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах аль-Сиси. Он также добавил, что Египет не допустит превращения Суэцкого канала в коридор для атаки какого-либо арабского государства.

    В настоящее время под дном Суэцкого канала пролегает автомобильный туннель, соединяющий Синай и континентальную Африку. В 1998 году над каналом была построена линия электропередачи. Стоит также упомянуть пересекающий Суэцкий канал автомобильный мост имени Хосни Мубарака, построенный в 2001 году. Мост высотой 70 м является частью автотрассы, проложенной между городами Порт-Саид и Исмаилия, и по сути соединяет Африку с Азией. Еще одним интересным проектом, открытым в том же 2001 году, является железнодорожный мост Эль-Фердан, самый длинный поворотный мост в мире, соединяющий восточный берег Суэцкого канала с Синайским полуостровом.

    Суэцкий канал был и остается одним из самый загруженных и релевантных морских путей в мире. Он связывает Западную Европу с районами Ближнего и Среднего Востока, а также с Восточной Африкой, Азией и Австралией. Каждые сутки через канал проходит до 50 судов, и в связи с высокой плотностью морского транспорта в четырех точках канала предусмотрено двустороннее движение. 9 августа 2013 года Суэцкий канал пересекли 68 судов с общей нагрузкой 4,8 миллиона тонн, что стало новым рекордом по количеству грузов, отправленных через него в течение одного дня.

© 2024 mnogodropa.ru - Windows. Железо. Интернет. Безопасность. Операционные системы. Железо